14 января 2021 • Новости

Москва впервые в истории обошла регионы по вводу новых ТЦ

В 2020 году впервые за историю наблюдений доля Москвы в общем строительном объеме превысила долю регионов — 55% против 45% соответственно, следует из аналитического отчета Marketbeat Lite от международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield. В столице было введено 232 тыс. кв. м, в регионах — 191 тыс. кв. м.

Однако в следующем году строительная активность вновь вернется в региональные города. По прогнозам аналитиков компании, в России в 2021 году будет введено 600 тыс. кв. м торговой недвижимости. В Москве откроется только треть от общего объема — 200 тыс. кв. м.

Эра крупноформатных торговых центров завершается. В регионах в текущем году будут достраиваться крупные проекты (50-80 тыс. кв. м арендуемой площади), начатые 2-3 года назад. Их открытие было перенесено с прошлого года из-за пандемии, так как крупные проекты сложнее заполнять и труднее управлять ими в период кризиса и ограничений на работу. В Москве в 2021 году самые крупные проекты, которые планируется ввести, – Павелецкая Плаза (33 тыс. кв. м) и София (35 тыс. кв. м). Все остальные объекты имеют меньшую площадь. Средний размер новых торговых объектов в Москве постепенно снижается. Этим объясняется более низкой долей Москвы в общем объеме нового строительства. По России фокус девелопмента будет так же смещаться к малоформатным объектам со временем.

Татьяна Дивина, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield

Эксперт добавила, что в регионах было введено на 40% меньше новых торговых площадей, чем прогнозировалось в начале 2020 года, тогда как в Москве отклонение составило всего 18%.

Посещаемость торговых центров, по данным Watcom, осталась на уровне 70-75% от прошлого года. Ожидается, что ротация арендаторов и рост доли свободных площадей в торговых центрах придется на первую половину 2021 года.

Некоторые ТЦ, преимущественно «выходного дня», сильнее почувствовали падение трафика и оборотов, районные же показали себя более стабильными. Несмотря на снижение посещаемости, конверсия трафика в покупки стала более высокой. Заметное падение было там, где преобладает развлекательное направление. До сих пор мы ощущаем, как тяжело данному профилю, который показывает минус в обороте порядка 35-50% по сравнению с прошлым годом.

Анна Манькова, старший директор департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield

В целом рынок торговой недвижимости смог подстроиться под новые условия: массовых закрытий торговых объектов не произошло, собственникам и ритейлерам в большинстве случаев удалось договориться о пересогласовании арендных условий. Восстановление рынка торговой недвижимости начнется в середине 2021 года, а показатели посещаемости и вакансии вернутся к докризисному уровню не ранее конца 2021 года, считают эксперты компании.

Татьяна Дивина
Старший директор
Заместитель руководителя департамента
Исследования и аналитика
Анна Манькова
Старший директор
Торговая недвижимость
Евгения Сафонова
Аналитик
Исследования и аналитика