Появление игорной зоны создаст дополнительно более 2 тыс. рабочих мест, налоговые поступления в бюджеты разных уровней в первый год составят не менее 500 млн. рублей с ростом на 4-5-й год до 1,5 млрд рублей (только от казино). Количество посетителей в горном кластере может увеличиться на 25% в первый полный год работы казино с дальнейшим ростом на 50-60%, и до 1 млн. посетителей на 5-ый год работы.
Среднегодовая загрузка отелей горного кластера увеличится на 20-30 пп (в зависимости от текущей загрузки и ценовой политики). Как показывает мировой опыт, гостиницы в составе игорных зон заполнены на 80% и более, при этом в крупнейших игорных зонах Макао, Лас Вегас — счет номеров ведется на тысячи. В отношении средних цен динамика может быть не столь выраженной, игроки предпочитают тратить деньги на игру, при этом очень популярны специальные джанкет-туры («игорные туры»), организуемые специализированными операторами. Как и прочие туроператоры, эти игроки также стараются снизить стоимость пакета (перелет-размещение-питание), чтобы сделать свое предложение ликвидным. Учитывая, что площадь казино в Сочи (размещаемого в горном медиацентре) составляет порядка 30 тыс. кв.м., оно будет достаточно крупным, чтобы привлекать массовый спрос.
Город реально может стать международным направлением. Открытие новой точки притяжения спроса позволит курорту привлечь новых гостей, в том числе иностранцев, доля которых в существующем общем потоке туристов пока незначительна и не превышает 5%. Однако многое будет зависеть от перевозчиков. Уже два года идут разговоры об открытии прямых рейсов из Китая (Пекин/Шанхай), но пока китайцы летят через Москву. Они уже осваивают сочинский рынок, открытие казино повысит их интерес — китайцы — одна из наиболее азартных наций. Можно ожидать в гости и турецких игроков — они на паромах активно едут в соседнюю Грузию играть в казино Батуми. Увеличится количество иранских посетителей, но здесь важно, насколько хорошо «сработают» авиаперевозчики«.
Следует отметить, что казино в мире давно уже стали элементом развлекательной программы, компонентой интегрированного курорта, а не «зоной азарта» близкого к криминалу. Маркетинговый бюджет казино расходуется, в том числе, на организацию различных шоу, спортивных показательных мероприятий, концертов известных исполнителей. В Лас Вэгасе выручка от казино давно уже перестала быть основной статьей дохода, упав ниже 40%. Одновременно выросла доля доходов от проведения конференций, мероприятий развлекательного плана, от услуг сопутствующей торговли.
Инвестиционная привлекательность недвижимости в Сочи, соответственно, возрастет. Уже сегодня есть запросы на приобретение отелей в этом городе. По прогнозам, более активно будут покупаться апартаменты, повысятся ставки аренды (по мере роста потока) на стрит-ритейл и торговую недвижимость в ТЦ. Международная практика показывает, что существует прямая зависимость между ростом выручки казино и ростом ставок в ритейле, это положительно отражается и на качестве брендов.
Интересные факты: