2 августа 2017 • Новости

Сергей Рябокобылко: Задача архитектора - подчинить свою идею общей задаче

В рамках предстоящей конференции Москомархитектуры «Открытый город» организована серия интервью с ведущими девелоперами и консультантами Москвы.
Сергей Рябокобылко: Задача архитектора - подчинить свою идею общей задаче

Опыт работы с архитектурными бюро и собственными проектными отделами, лучшие проекты и грамотные схемы сотрудничества от первых лиц рынка недвижимости столицы. Сергей Рябокобылко в рамках данного проекта рассказал порталу «Архсовет Москвы» о работе в связке «архитектор-девелопер».

— Сергей, у Вас огромный опыт реализации проектов в различных сегментах рынка. Ваша практика показала, что российские архитекторы умеют оценивать потребности заказчика и конечного пользователя своих проектов или они больше думают о величии своих идей?

— Я уверен, что правильная постановка задачи — это работа заказчика. Грамотный девелопер понимает, что на его плечах лежит финансовая и социальная ответственность, перед инвестором, перед партнерами, собственными сотрудниками и клиентами, поэтому именно он должен быть дирижёром того оркестра, в котором архитектор на каком-то этапе играет первую скрипку, но никак не является единственным музыкантом.

Девелопер должен держать в определенном натяжении все нити, ведущие к участникам проекта — ослабишь, есть риск, что механизм перестанет работать, дернешь слишком сильно — рискуешь вообще все сломать. Причем это натяжение имеет и обратную силу. Архитектору важно осознавать свои профессиональные компетенции и не подлаживаться под девелопера только потому, что он платит деньги.

В конечном счете, ваш заказчик — не инвестор, ваш заказчик — проект и те люди, которые будут пользоваться его функционалом. Поэтому если вы видите, что функции проекта теряются под давлением девелопера — нужно бить в набат.

И в тоже время, архитектор должен понимать специфику проекта не только с точки зрения его юзабилити, но и реальных возможностей его реализации, быть отчасти бизнесменом, уметь считать и четко понимать сколько будет стоить реализация его замыслов.

Поэтому для успеха нужен талант убеждения и компромисса. Именно поэтому архитекторы, которых все мы знаем, Григорян, Чобан, Левянт могут быть хорошими консультантами и медиаторами, не теряя при этом в качестве проектирования.

Я хочу сказать, что для успеха совместной работы всем участникам придется настроиться друг на друга и балансировать на этих тонких гранях совместной работы ради создания продукта. Задача же архитектора — подчинить свою идею и свое эго общей задаче.

— Какова капитализация архитектурных решений — могут ли удачные архитектурные решения повысить посещаемость/стоимость проекта или это исключительно имиджевая составляющая?

— Конечно, да. Большую долю в выборе пользователя или любой покупке играет эмоциональное восприятие. Уникальная или качественно реализованная идея, что иногда одно и тоже, всегда принесет свою долю премии в цене покупки проекта. Размер этой премии зависит от конкретной сделки, но она точно будет.

— Есть ли примеры удачных инновационных архитектурных решений в Ваших проектах — конструктивные, использование новых материалов, новых форм и т.д.?

— Например, жилой дома в Левшинском переулке. Его проектирует мастерская Юрия Григоряна, который не только предложил очень гармоничный проект, но и придумал для облицовки фасадов кирпич необычной формы, который собранный определенным образом начинает играть как Грановитая Палата.

Это уникальное решение, второго такого здания вы не найдете ни в Москве, ни в мире. Это проект, которым я могу гордиться и как житель города, и как участник рынка. И тут дело не только в оформлении дома. Если ты, как девелопер, действительно стремишься к результату и хочешь предложить больше, чем в среднем предлагает рынок, то тогда ты не просто заказываешь Григоряну фасад, но и работаешь с Григоряном над созданием того особенного ощущения, когда проект сопровождает пользователя от первого визуального контакта до самого, казалось бы, незначительного элемента. Чтобы все движение человека через проект было непрерывным и гармоничным. Это можно сделать только в тесном контакте архитектор/девелопер/застройщик и другие члены команды, потому что разрушить такой эффект очень легко — достаточно не в ту сторону открывающейся дверной ручки. И хотя устанавливал ее максимально удаленный по функционалу, времени и структуре проекта сотрудник, последствия в виде не раскупленных квартир или не арендованных офисов почувствуют на себе все участники проекта.

— А в чем капитализация такого труда для самого архитектора?

— Архитектор не может выставлять цену за трудочасы — у этой профессии и ее вознаграждения другие правила. Премия за удачный проект может быть очень высока, но вначале нужно будет потратить больше, не считаясь с временными затратами и тогда капитализация твоего труда, бренда в будущем позволит поднять ставки в 10 раз. И еще хочу сказать — самое грустное, заходя на страницу архитектора видеть сотни красивых презентаций нереализованных проектов. Это значит, архитектор не смог выполнить какое-то из условий успешной работы.

Конференция «Открытый город» — крупнейшее событие в сфере архитектурного образования, пройдет в Москве 28-29 сентября. В ее программе: воркшопы от ведущих архитектурных бюро, сессии по актуальнейшим вопросам российского архитектурного образования, презентация исследования «Профессиональное развитие в России и за рубежом: традиционные модели и альтернативные практики», ярмарка дополнительных образовательных программ, Portfolio Review — презентация студенческих портфолио перед ведущими архитекторами и девелоперами Москвы и многое другое.

Сергей Рябокобылко
Управляющий партнер
Генеральный директор