17 сентября 2012 • Новости

David Jenkins: Position Paper: "Летние результаты гостиничного рынка Москвы"

Есть ли туристы летом в Москве? Есть, - отвечает Дэвид Дженкинс, партнер,  руководитель отдела гостиничного бизнеса компании ООО «Кушман энд Вэйкфилд».

Считается, что гостиничный рынок Москвы ориентирован, в основном, на корпоративных клиентов, а спрос со стороны туристов ограничен, что отрицательно сказывается на операционных показателях гостиниц в летние месяцы. Фактически в это время большинство гостиниц, по крайней мере, начиная с верхнего ценового сегмента и ниже, могут улучшить уровень загрузки лишь за счет туристических групп. Безусловно, это отражается на среднем тарифе,  но итоговая загрузка с лихвой компенсирует снижение среднего тарифа, поэтому часто именно летние месяцы становятся рекордно успешными для гостиниц столицы. 

Традиционно в июне в гостиницах все еще высока доля корпоративного и MICE-сегмента (MICE – Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions, т.е. встречи, поощрительные мероприятия, конференции и выставки), но уже к концу месяца доля туристов начинает расти.  В июле и августе число корпоративных гостей заметно снижается, а доля иностранных туристических групп и индивидуальных туристов возрастает.

В соответствии с общей динамикой в этом сегменте, летом в гостиницах категории люкс наблюдается наиболее низкая в городе загрузка, что свидетельствует о все еще небольшом потоке сегмента FIT (часто путешествующие индивидуальные туристы) в Москву. По сравнению с прошлым летом загрузка в данном сегменте несколько снизилась, а средний тариф остался на том же уровне. Появление на рынке новых гостиниц данной категории могло бы способствовать укреплению этого тренда.

Операционные показатели гостиниц данной категории лишь немного превосходят результаты гостиниц класса люкс, что также свидетельствует о небольшом количестве FIT-туристов, которые выбирают в Москве гостиницы высокого ценового сегмента. Летом средний тариф в гостиницах высшего предела верхней ценовой категории составил 9 700 рублей, что на 75% выше, чем в гостиницах верхней ценовой категории и лишь на 18% ниже, чем в люксовых гостиницах.  В прошлые годы летом гостиницам высшего предела верхней ценовой категории удавалось добиться загрузки на уровне 70% и даже выше. Это свидетельствует о том, что в сложившейся глобальной экономической ситуации туристы осмотрительно относятся к личным расходам. 

Данный сегмент включает значительное количество гостиниц с большим номерным фондом, которые используют летние месяцы для привлечения групп. Складывается интересная картина при рассмотрении графика динамики загрузки и среднего тарифа в этом сегменте. Самая высокая загрузка была достигнута в 2004 году, когда ее уровень составил 77%. Затем год за годом основные брендированные гостиницы начали увеличивать тарифы, что привело к снижению количества размещаемых групп. В результате, эти группы перешли на более дешевое размещение и начали размещаться в больших небрендированных гостиницах.

Затем в 2009 году на состоянии рынка серьезно отразился кризис. В 2008 году загрузка составила 65%, в 2009 году она осталась на том же уровне, однако средний тариф сократился почти вдвое. Чтобы вернуть уровень загрузки летом на прежний уровень, гостиницам пришлось попытаться снова привлечь те группы и туроператоров, которые перешли на более доступное размещение, когда в период 2004-2008 тарифы выросли на 75%. 

В настоящее время загрузка в летние месяцы вернулась на высокий уровень и составляет 75%, что является лучшим результатом с 2004 года. Средний тариф составляет 5 400 рублей и все еще не превысил докризисный уровень. Однако в целом  доходность на номер достигла максимального значения с 2008 года, при этом гости тратят больше денег на дополнительные услуги гостиниц.  

В данном сегменте загрузка на уровне 80% практически не изменилась с прошлого года и достигала более высокого уровня лишь в 2004 году. Помимо успешного с операционной точки зрения июня, загрузка держалась на уровне 80% также в июле и августе, что значительно превышает показатели гостиниц вышеперечисленных сегментов (загрузка гостиниц в июле и августе составила: в сегменте люкс - 61%, высшем пределе верхнего ценового сегмента - 65%, в верхнем ценовом сегменте - 74%). Фактически это максимальный уровень загрузки для летнего периода, и любой рост доходности может произойти только за счет увеличения тарифа, однако это будет зависеть от того, смогут ли гостиницы верхнего ценового сегмента добиться роста тарифов, что вполне вероятно сейчас, когда  загрузка в летние месяцы превысила 70%.

Гостиницы среднего ценового сегмента также добились загрузки на уровне 80%, а их средний тариф на 30% ниже, чем в гостиницах верхнего предела  среднего ценового сегмента. Учитывая высокую загрузку и довольно большую разницу в тарифах по сравнению с более высоким ценовым сегментом, здесь определенно есть потенциал для роста тарифа.

Дэвид Дженкинс, Партнер, Руководитель отдела гостиничного бизнеса комментирует: «Несмотря на то, что Москва не является круглогодичным центром притяжения туризма, в столицу все же приезжают туристические группы и индивидуальные туристы, в основном, в летний период. Фактически, три летних месяца с июня по август являются одним из самых активных периодов операционного года для гостиниц. Конечно, цена – определяющий фактор при выборе места размещения, гостиницы верхнего ценового сегмента и ниже добиваются более высоких операционных показателей, чем более дорогостоящие отели сегмента люкс и  верхнего предела высокого ценового сегмента.»

 Подробнее

Согласен с использованием cookies