27 сентября 2012 • Новости

Новые торговые центры Европы запаздывают

 -    В первом полугодии 2012 в Европе было введено 2,4 млн.кв.м торговых площадей
-    75% новых торговых площадей приходится на Центральную и Восточную Европу
-    К концу года будет построено 6,9 млн. кв.м.  новых торговых площадей (в 2011 -  6.5 млн. кв.м.).  
-    Однако, перенос ввода в эксплуатацию ряда объектов в некоторых странах может привести к снижению этой цифры  
-    В 2013 году должно быть построено 5,4 млн. кв.м. торговых площадей

«Несмотря на ожидания, что объем новых торговых площадей введенных в эксплуатацию 2012 году достигнет  6,9 млн. кв.м., и это превысит показатель 2011, настроение арендаторов и девелоперов настороженное.  При этом, в ряде стран, как  Италия, Франция, Португалия, Чехословакия и Румыния,  заявлен перенос открытий торговых центров, и это может отразиться на результатах года: реальный объем введенных площадей к концу года может быть меньше запланированного», говориться в новом отчете «Торговые центры Европы» опубликованном сегодня ООО «Кушман энд Вэйкфилд».

В 1 полугодии 2012 был открыт 71 торговый центр, из которых 53 расположены в Центральной и Восточной Европе и 18 в Западной Европе. Самым крупным торговым центром, открытым в 1 кв. 2012, стал OZ МОЛЛ в Краснодаре (169 000 кв.м.). Крупнейшими центрами открытыми в Западной Европе стали  Boulevard Berlin (Берлин) (64,000 кв.м.), Gran Plaza 2 в Мадриде (60,000 кв.м.) Conca d’Oro в Палермо, Италия (55,000 кв.м.) и Confluence в Леоне, Франция (52,000 кв.м.)

Россия продолжает возглавлять Европейский рейтинг как по объему открытых, так и запланированных к вводу торговых площадей. В 1 полугодии  в России было введено порядка 725 000  кв.м., и теперь общий объем предложения торговой недвижимости составляет 15,4 млн. кв.м. На Россию приходится 21% торговых площадей, запланированных к открытию во втором полугодии 2012 и 2013 годах. Ожидается, что за это время будет построено 2,1 млн. кв.м., что на 13% увеличит объем предложения, и Россия станет вторым крупнейшим рынком торговых центров Европы после Франции, обогнав Великобританию.  

Лада Белайчук, заместитель руководителя отдела исследований ООО «Кушман энд Вэйкфилд» комментирует: «Россия является не только крупнейшей страной Европы по размерам территории и населения, но и крупнейшим потребительским рынком: Россия занимает четвертое место по обороту розничной торговли в Европе (после Франции, Германии, Великобритании) и одной из немногих стран с растущим объемом потребления. Поэтому лидерство России в области торговой недвижимости предсказуемо, у нас все еще не хватает и традиционных торговых центров, и новых форматов, успешных в мире.»

В Турции в 1 полугодии было открыто более чем 250 000 кв.м. новых торговых площадей. В стадии строительства находится 1,6 млн. кв.м площадей, 16% общего европейского объема. Если все проекты в стадии строительства будут введены в срок, то предложение торговых центров в Турции увеличится на 25% между 1 июлем 2012 и 31 декабрем 2013 года. Только в Стамбуле к концу 2013 планируется ввести  более чем 800 000 кв.м.  

В Польше было открыто 9 новых торговых центров и 5 торговых центров было расширено, что привело к увеличению предложения на 235 000 кв.м. в первом полугодии 2012. И хотя ни одного торгового центра не было открыто в столице страны, Варшава и ее окрестности должны увидеть рост предложения новых площадей в 2012/13.

В Западной Европе, Франция и Италия продолжают лидировать по объем торговых площадей в стадии строительства. Однако, в Италии, открытие нескольких проектов перенеслось на следующий год, что отразилось на снижение прогноза по объему нового предложения в 2012 году с 400 000 кв.м. до  284 000 кв.м. В Испании, крупнейшим объектом является Puerto Venecia в Зарагоза, на которую приходится почти 30% объема нового строительства. А в Великобритании, в этом году ввод площадей достигнет исторически низкого уровня, небольшой рост ожидается лишь в 2013.  

Инвестиционная активность снизилась в 1 полугодии 2012.  В первом полугодии инвестиции в торговую недвижимость Европы составили  12 млрд. Евро, для сравнения, в 2011 в первой половине года инвестиции в торговую недвижимость достигли 21 млрд. Евро, во второй половине года 19 млрд. Евро. На торговую недвижимость приходится 21% всех инвестиций, что ниже прошлогодних показателей. Так в 2011 году, в  первом полугодии на инвестиции в торговую недвижимость пришлось 36% общего объема, на вторую половину года - 28%. Большинство сделок осуществляется  в Великобритании и Германии, но даже здесь наблюдается снижение активности.

Майк Родда, партнер и руководитель отдела инвестиций в торговую недвижимость региона EMEA говорит: «Обычно на торговую недвижимость приходится 30% общего «пирога», но на раннем этапе восстановления экономики мы видели, что доля  торговой недвижимости увеличилась до 40%, но недавно мы опять наблюдаем уменьшение интересов инвесторов к этому активу.  Нехватка капитала особенно сильно ударила по большим сделкам, однако, на хорошие проекты сохраняется спрос, и мы ожидаем, что к концу года закроется несколько крупных сделок».
 

Подробнее

Согласен с использованием cookies